Обязательная маркировка товаров в 2020 году - 1С-Франчайзи "Смарт"

Обязательная маркировка товаров в 2022 году

Мы предлагаем широкий спектр решений для бизнеса любого масштаба: от небольших магазинов до промышленных комплексов федерального уровня:

  • Производителя и импортёрaм для выполнения операций по списанию и агрегации продукции
  • Оптовикам для полного выполнения всего логистического цикла поставок
  • Доставке для заказов по доставке маркированной продукции.
  • Рознице для маркировки остатков и выполнения товарного учёта
multimerch marketplace platform hero

Процесс регулируют сразу несколько законов:

1. Распоряжение правительства от 28.12.2018 № 2963-р утверждает Концепцию создания и функционирования системы маркировки. В документе определены цели, задачи и принципы функционирования, описаны требования к маркировке товаров.

2. Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ внес изменения в 381-ФЗ о торговле и 54-ФЗ о кассах:

  • вводит понятия — «товары, подлежащие обязательной маркировке», «средства идентификации», «код маркировки», «участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке»;
  • определяет государственную информационную систему мониторинга за оборотом маркированной продукции, порядок доступа к ней, обязанности участников оборота;
  • устанавливает, что ОФД передает данные в систему маркировки.

3. Распоряжение от 28.04.2018 №791-р утвердило:

  • идентификацию каждого товара уникальными кодами,
  • создание единой информационной системы, в которой будут храниться данные, передаваемые всеми участниками оборота,
  • создание Единого каталога товаров.

  • Отправитель (бухгалтер или менеджер) готовит документы в учетной системе (в программе 1С)
  • С помощью 1С-ЭДО нажатием одной кнопки отправитель направляет документы контрагенту (получающей стороне), предварительно выслав из 1С-ЭДО приглашение к обмену своему контрагенту.
  • Одновременно с отправкой документа происходит автоматическое подписание документа электронной цифровой подписью, которая заменяет подпись и печать со стороны организации-отправителя.
  • Контрагент принимает документы в электронном виде в программу 1С. Проверяет их правильность. Утверждает нажатием одной кнопки. И подтверждает в 1С-ЭДО прием документов со своей стороны.
  • Контрагент (принимающая сторона) принимает в своей учетной системе (в программе 1С) документы к учету и проводит их.
  • - После этого организация-отправитель получают уведомление, что контрагент принял документы, и тоже проводит отправленные документы в своей учетной системе.

схема организации и работы маркировки

  1. Производитель получает коды в системе маркировки и наносит их на упаковку или ярлык каждого товара.

  2. При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору по ЭДО универсальный передаточный документ (УПД) со списком всех кодов.
  3. Дистрибьютор при приемке сверяет коды, указанные в документе, и на товарах, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.
  4. Оформление отгрузки дистрибьютором и приемка в рознице проходят аналогично.
  5. При продаже кассир сканирует код маркировки с товара, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.
  6. В итоге контролирующие органы в любой момент могут установить, где находится определенная товарная единица, а покупатель, считав код через мобильное приложение, быстро удостоверится в легальности покупки.

Продажа немаркированной, но подлежащей обязательной маркировке, продукции нарушает ст. 15.12 КоАП РФ. Нарушитель получит штраф, товар при этом изымается.

  • Физическому лицу: 2 000 — 4 000 ₽
  • Должностному лицу: 5 000 — 10 000 ₽
  • Компании: 50 000 — 300 000 ₽

За отсутствие кода маркировки в чеке тоже положен штраф:

  • Физическому лицу: 1 500 — 3 000 ₽
  • Компании: 5 000 — 10 000 ₽

Национальный каталог товаров – это часть системы «Честный знак». Его задача собрать полную базу товаров, представленных на российском рынке, и защитить потребителей от фальсификата. Каталог открыт, бесплатен и доступен для всех участников оборота.

Из-за отсутствия единства в описаниях товаров, один и тот же продукт в магазинах может называться по-разному, покупателям непонятно – это подделка или просто неверное описание. А с помощью единого каталога у каждого товара появится свой унифицированный профайл с сопроводительными документами, что исключит появление «двойников». Национальный каталог товаров также будет работать с классификаторами ТН ВЭД, ОКПД 2, ОКВЭД 2 и КТРУ, системой GS1.

В пилотном режиме каталог товаров был запущен в июне 2018. Сейчас в нем уже более десяти тысяч наименований товаров, и их число день ото дня растет.

Каждый товар маркируют уникальным двумерным Data Matrix кодом, его наносят на упаковку, ярлык или прямо на товар. Код выдается ЦРПТ, и он содержит информацию о продукции в базе данных системы маркировки.

Data Matrix код состоит из двух частей:

  • код идентификации: это позиция товара в системе и национальном каталоге товаров;
  • код проверки (крипто-хвост): генерируется оператором.

Код получает и наносит на товар производитель или импортер. Они не бесплатные – их стоимость 50 копеек за 1 шт. Исключение - коды для маркировки жизненно необходимых лекарственных препаратов стоимостью до 20 рублей и предназначенные для медицинского применения.

По коду через мобильное приложение «Честный знак» можно получить всю информацию о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Такой код нельзя подделать, так как в него вложены сложные криптографические технологии.

Всем участникам оборота необходимо зарегистрироваться на сайте Честныйзнак.рф.

Для регистрации нужна усиленная квалифицированная электронная подпись на носителе Рутокен.

Получить электронную подпись

  1. Установите необходимое ПО:
    • операционная система Windows 7 / Mac OS X 10.8 или новее
    • браузер Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Internet Explorer 11, Safari
    • плагин КриптоПро, Рутокен или VipNet
    • сертифицированное СКЗИ
  2. Откройте сайт Честный знак и нажмите «Зарегистрируйтесь». Убедитесь, что вы все настроили правильно, и нажмите «Продолжить».
  3. Выберите электронную подпись, укажите контактный телефон и email и нажмите «Отправить заявку». В течение 24 часов на электронную почту придет письмо со ссылкой на подтверждение регистрации.
  4. Перейдите по ссылке из письма и укажите:
    • являетесь ли вы производителем или импортером товаров
    • оператора ЭДО и ID участника ЭДО
    • являетесь ли вы членом ассоциации «GS1 Рус». Если да, введите идентификаторы GSP и GLN.
  5. Заполните данные в профиле, ознакомьтесь с договорами с оператором и подпишите согласие с условиями.

Что нужно для маркировки:

  1. Подключение к ЭДО, чтобы получать электронные УПД
  2. Подключение к системе маркировки для передачи кодов в нее. Например, 1С Маркировка
  3. 2D-сканер для считывания марок
  4. Обновить прошивку онлайн-кассы, чтобы добавлять код маркировки в чек
  5. Подключение кассы к ОФД, который умеет передавать в чеке коды в систему маркировки

Как принимать

Магазин получает от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. Чтобы сверить марки из накладной с полученными по факту, сканируете все коды товаров. Если все хорошо, подтверждаете УПД, если есть расхождения – оформляете возврат.

Как продавать:

Продавать маркированный товар нужно через онлайн-кассу с ОФД: кассир сканирует код, товар добавляется в чек, а оператор фискальных данных отправляет его в систему маркировки.

Что нужно для маркировки:

  1. Подключение к ЭДО для отправки и получения электронных УПД
  2. Подключение к системе маркировки для передачи кодов в нее. Например, 1С Маркировка
  3. Оборудование для сканирования марок: терминал сбора данных или сканер

Как принимать: Процедура приемки маркированных товаров в опте аналогична рознице. Дистрибьюторы получают от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. Чтобы сверить марки из накладной с полученными по факту, сканируют все коды с товаров. Если все хорошо, подтверждаете УПД, если есть расхождения – оформляете возврат. Если хотите, можете сразу подтвердить получение без проверки.

Как продавать: Оптовику нужно передать коды с отгружаемых товаров и сведения о том, кто и кому отгрузил товар, в Честный знак. А также отправить покупателю электронный УПД со всеми кодами.