Процесс регулируют сразу несколько законов:
1. Распоряжение правительства от 28.12.2018 № 2963-р утверждает Концепцию создания и функционирования системы маркировки. В документе определены цели, задачи и принципы функционирования, описаны требования к маркировке товаров.
2. Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ внес изменения в 381-ФЗ о торговле и 54-ФЗ о кассах:
- вводит понятия — «товары, подлежащие обязательной маркировке», «средства идентификации», «код маркировки», «участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке»;
- определяет государственную информационную систему мониторинга за оборотом маркированной продукции, порядок доступа к ней, обязанности участников оборота;
- устанавливает, что ОФД передает данные в систему маркировки.
3. Распоряжение от 28.04.2018 №791-р утвердило:
- идентификацию каждого товара уникальными кодами,
- создание единой информационной системы, в которой будут храниться данные, передаваемые всеми участниками оборота,
- создание Единого каталога товаров.
- Отправитель (бухгалтер или менеджер) готовит документы в учетной системе (в программе 1С)
- С помощью 1С-ЭДО нажатием одной кнопки отправитель направляет документы контрагенту (получающей стороне), предварительно выслав из 1С-ЭДО приглашение к обмену своему контрагенту.
- Одновременно с отправкой документа происходит автоматическое подписание документа электронной цифровой подписью, которая заменяет подпись и печать со стороны организации-отправителя.
- Контрагент принимает документы в электронном виде в программу 1С. Проверяет их правильность. Утверждает нажатием одной кнопки. И подтверждает в 1С-ЭДО прием документов со своей стороны.
- Контрагент (принимающая сторона) принимает в своей учетной системе (в программе 1С) документы к учету и проводит их.
- - После этого организация-отправитель получают уведомление, что контрагент принял документы, и тоже проводит отправленные документы в своей учетной системе.
- Производитель получает коды в системе маркировки и наносит их на упаковку или ярлык каждого товара.
- При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору по ЭДО универсальный передаточный документ (УПД) со списком всех кодов.
- Дистрибьютор при приемке сверяет коды, указанные в документе, и на товарах, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.
- Оформление отгрузки дистрибьютором и приемка в рознице проходят аналогично.
- При продаже кассир сканирует код маркировки с товара, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.
- В итоге контролирующие органы в любой момент могут установить, где находится определенная товарная единица, а покупатель, считав код через мобильное приложение, быстро удостоверится в легальности покупки.
Продажа немаркированной, но подлежащей обязательной маркировке, продукции нарушает ст. 15.12 КоАП РФ. Нарушитель получит штраф, товар при этом изымается.
- Физическому лицу: 2 000 — 4 000 ₽
- Должностному лицу: 5 000 — 10 000 ₽
- Компании: 50 000 — 300 000 ₽
За отсутствие кода маркировки в чеке тоже положен штраф:
- Физическому лицу: 1 500 — 3 000 ₽
- Компании: 5 000 — 10 000 ₽
Национальный каталог товаров – это часть системы «Честный знак». Его задача собрать полную базу товаров, представленных на российском рынке, и защитить потребителей от фальсификата. Каталог открыт, бесплатен и доступен для всех участников оборота.
Из-за отсутствия единства в описаниях товаров, один и тот же продукт в магазинах может называться по-разному, покупателям непонятно – это подделка или просто неверное описание. А с помощью единого каталога у каждого товара появится свой унифицированный профайл с сопроводительными документами, что исключит появление «двойников». Национальный каталог товаров также будет работать с классификаторами ТН ВЭД, ОКПД 2, ОКВЭД 2 и КТРУ, системой GS1.
В пилотном режиме каталог товаров был запущен в июне 2018. Сейчас в нем уже более десяти тысяч наименований товаров, и их число день ото дня растет.
Каждый товар маркируют уникальным двумерным Data Matrix кодом, его наносят на упаковку, ярлык или прямо на товар. Код выдается ЦРПТ, и он содержит информацию о продукции в базе данных системы маркировки.
Data Matrix код состоит из двух частей:
- код идентификации: это позиция товара в системе и национальном каталоге товаров;
- код проверки (крипто-хвост): генерируется оператором.
Код получает и наносит на товар производитель или импортер. Они не бесплатные – их стоимость 50 копеек за 1 шт. Исключение - коды для маркировки жизненно необходимых лекарственных препаратов стоимостью до 20 рублей и предназначенные для медицинского применения.
По коду через мобильное приложение «Честный знак» можно получить всю информацию о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Такой код нельзя подделать, так как в него вложены сложные криптографические технологии.
Всем участникам оборота необходимо зарегистрироваться на сайте Честныйзнак.рф.
Для регистрации нужна усиленная квалифицированная электронная подпись на носителе Рутокен.
Получить электронную подпись
- Установите необходимое ПО:
- операционная система Windows 7 / Mac OS X 10.8 или новее
- браузер Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Internet Explorer 11, Safari
- плагин КриптоПро, Рутокен или VipNet
- сертифицированное СКЗИ
- Откройте сайт Честный знак и нажмите «Зарегистрируйтесь». Убедитесь, что вы все настроили правильно, и нажмите «Продолжить».
- Выберите электронную подпись, укажите контактный телефон и email и нажмите «Отправить заявку». В течение 24 часов на электронную почту придет письмо со ссылкой на подтверждение регистрации.
- Перейдите по ссылке из письма и укажите:
- являетесь ли вы производителем или импортером товаров
- оператора ЭДО и ID участника ЭДО
- являетесь ли вы членом ассоциации «GS1 Рус». Если да, введите идентификаторы GSP и GLN.
- Заполните данные в профиле, ознакомьтесь с договорами с оператором и подпишите согласие с условиями.
Что нужно для маркировки:
- Подключение к ЭДО, чтобы получать электронные УПД
- Подключение к системе маркировки для передачи кодов в нее. Например, 1С Маркировка
- 2D-сканер для считывания марок
- Обновить прошивку онлайн-кассы, чтобы добавлять код маркировки в чек
- Подключение кассы к ОФД, который умеет передавать в чеке коды в систему маркировки
Как принимать
Магазин получает от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. Чтобы сверить марки из накладной с полученными по факту, сканируете все коды товаров. Если все хорошо, подтверждаете УПД, если есть расхождения – оформляете возврат.
Как продавать:
Продавать маркированный товар нужно через онлайн-кассу с ОФД: кассир сканирует код, товар добавляется в чек, а оператор фискальных данных отправляет его в систему маркировки.
Что нужно для маркировки:
- Подключение к ЭДО для отправки и получения электронных УПД
- Подключение к системе маркировки для передачи кодов в нее. Например, 1С Маркировка
- Оборудование для сканирования марок: терминал сбора данных или сканер
Как принимать: Процедура приемки маркированных товаров в опте аналогична рознице. Дистрибьюторы получают от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. Чтобы сверить марки из накладной с полученными по факту, сканируют все коды с товаров. Если все хорошо, подтверждаете УПД, если есть расхождения – оформляете возврат. Если хотите, можете сразу подтвердить получение без проверки.
Как продавать: Оптовику нужно передать коды с отгружаемых товаров и сведения о том, кто и кому отгрузил товар, в Честный знак. А также отправить покупателю электронный УПД со всеми кодами.